РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА БОГАТЫРЬ В ГНЕВЕ В РАННИХ ТЕКСТАХ ОЛОНХО: ПРОТОТИП И ВАРИАНТЫ

Авторы

  • БОРИСОВ Юрий Петрович, olonhoman@mail.ru к. филол. н., с. н. с. – зав. сектором «Лингвофольклористика» Научно-ис-следовательского института Олонхо Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова, Якутск, Россия.

DOI:

https://doi.org/10.25587/d5787-1930-5942-q

Ключевые слова:

якутское олонхо, олонхосут, эпическая аудитория, концепт БОГАТЫРЬ В ГНЕВЕ, гештальт, матрица, когнитивная схема, референт, прототип, вариант.

Аннотация

Актуальность исследования исходит из необходимости освещения эпической формульности в контексте когнитивной лингвистики, которая в настоящее время приобретает все большее значение. Поскольку эпическое сказительство является коммуникативным актом, то в нем обнаруживаются акты семиозиса и номинативные акты, предполагающие наличие когнитивной инфраструктуры в каждом участнике коммуникации. В этой связи особо интересным представляется описание видения эпического мира сказителем-олонхосутом, которое находит отражение в коллективных знаниях эпической аудитории. В свою очередь структура коллективных знаний выполняет функцию универсальных схем восприятия и осмысления новых знаний. Потому сказитель при каждом исполнении олонхо структурирует его так, чтобы она стала частью общего сознания. Целью настоящей статьи является выявление стркутуры концепта богатырь в гневе, репрезентированного в ранних записях якутского олонхо в диахроническом аспекте. Под термином концепт мы понимаем гештальт – оперативную единицу в мыслительных процессах, актуализируемую эпическими формулами, состоящими из ритмико-синтаксических параллелизмов. При анализе репрезентации концепта богатырь в гневе были применены методы концептуального и когнитивно-матричного анализа в рамках прототипического подхода. В результате исследования установлено, что в пределах категории исследуемого концепта обнаруживается прототип, состоящий из вербальных референтных координат. Эти координаты объективизируются ядерными лексическими единицами, содержащими концептуальную информацию и устойчивыми словосочетаниями, раскрывающими портретное описание и эмоциональное состояние богатыря олонхо. Промежуточную позицию занимают варианты концепта, репрезентированные в более поздних текстах при помощи одиночных формул, в которых наблюдается трансформация концепта богатырь в гневе посредством упрощения гештальта до отдельно взятой одной характеристики. Видимо процесс упрощения концепта был продиктован развитием эпического сказительства, когда необходимость детального описания стала необязательной ввиду развития восприятия эпической аудитории. На периферии прототипа представлены авторские вариации концепта, которые свидетельствуют о наличии в сказительстве импровизаторского аспекта, где сказитель свое «уклонение» от эпических традиций санкционирует дополнительными авторскими ремарками, призванными обозначить для эпической аудитории его отступление от общепринятых норм.

Благодарности: Исследование выполнено в рамках научно-исследовательского проекта СВФУ «Эпический памятник нематериальной культуры якутов: текстологический, типологический, когнитивный и историко-генетический аспекты».

Литература

  1. Пименова М. В. Концептология на современном этапе (способы исследования концептуальных структур) // Гуманитарный вектор. – 2017. – Т. 12. – № 5. – С. 13–
  2. Кузьмина Е. Н. Отражение архетипических моделей в «loci communes» героических сказаний народов Сибири // Сибирский филологический журнал. – 2019. – № 2. – C. 18– DOI: 10.17223/18137083/67/2
  3. Пухов И. В. Якутский героический эпос олонхо: основные образы. – Москва : Издательство Академии наук СССР, 1962. – 256 с.
  4. Неклюдов С. Ю. Героический эпос монгольских народов: Устные и литературные традиции. – Москва : Наука, 1984. – 309 с.
  5. Неклюдов С. Ю. Поэтика эпического повествования: пространство и время. – Москва : Форум, 2015. – 214 с.
  6. Гацак В. М. Устная эпическая традиция во времени: историческое исследование поэтики. – Москва : Наука, 1989. – 254 с.
  7. Ефремов Н. Н. Эпическая формула «Богатырь в гневе» в якутском героическом эпосе олонхо: структурно-семантическое описание // Интерпретация текста: лингвистический, литературоведческий и методический аспекты. – 2013. – № 6. – С. 204–
  8. Оссовецкий И. А. Некоторые наблюдения над языком стихотворного фольклора // Очерки по стилистике художественной речи. – Москва : Наука, 1979. – С. 199–
  9. Болдырев Н. Н. Язык и система знаний. Когнитивная теория языка. – Москва : Издательский Дом ЯСК, 2018. – 478 с.
  10. Болдырев Н. Н. Когнитивные схемы языковой интерпретации // Вопросы когнитивной лингвистики. – 2016. – № 4. – С. 10–
  11. Кубрякова Е. С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. – Москва : Языки славянской культуры, 2004. – 555 с.
  12. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. –Москва : Едиториал УРСС, 2004. – 252 с.
  13. Rosch E., Lloyd B. B. (eds.) Cognition and Categorization. – Hillsdale. New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates. – 1978. – Pp. 27– (На англ. яз.)
  14. Чистов К. В. Вариативность и поэтика фольклорного текста // История, культура, этнография и фольклор славянских народов. Киев, сентябрь 1983 г. Доклады советской делегации. – Москва : Наука, 1983. – С. 143–
  15. Попова З. Д., Стернин И. А. Когнитивная лингвистика: учебное издание. – Москва : АСТ: «Восток-Запад», 2009. – 314 c.
  16. Остин Дж. Л. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. Теория речевых актов. – Москва : Прогресс, 1986. – С. 22–
  17. Джонсон-Лэрд Ф., Процедурная семантика и психология значения // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 23. Когнитивные аспекты языка. – Москва : Прогресс, 1988. – С. 234–
  18. Бондарко А. В. Инварианты и прототипы в системе функциональной грамматики // Проблемы функциональной грамматики: Семантическая инвариантность/вариативность. – Санкт-Петербург : Наука, 2003. – С. 5–
  19. Болдырев Н. Н. Концептуальная основа языка // Когнитивные исследования языка. Выпуск IV. Концептуализация мира в языке: коллективная монография. – Москва : Институт языкознания РАН; Тамбов : Издательский дом ТГУ имени Г. Р. Державина, 2009. – С. 25–
  20. Емельянова О. В. Когнитивная лингвистика о проблемах референции // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. – 2004. – № 1– – С. 62–71.
  21. Хаан Дьаргыстай: олоҥхо. – Дьокуускай : Алаас, 2016. – 232 с. (На якут. яз.)
  22. Пекарский Э. К. Образцы народной литературы якутов. – Санкт-Петербург : Тип. Императ. Акад. наук, 1907. [Т. 1], вып. 5, ч. 1: Тексты. 1911. – 401–475 с.
  23. Пекарский Э. К. Образцы народной литературы якутов. – Санкт-Петербург : Тип. Императ. Акад. наук, 1907 Вып. 3. 1909. – 195–280 с.
  24. Попов Н. Ф. Тойон Ньургун бухатыыр. Изд-е 2-е. Якутск : Алаас, 2015. – 304 с. (На якут. яз.)
  25. Дьүлэй нэһилиэгин олоҥхоһуттара. – Дьокуускай : ГЧуоААХНПИ, 2013. – 266 с. (Образцы народной литературы якутов собранные Э.К. Пекарским) (На якут. яз.)
  26. Захаров-Чээбий Т. В. Ала Булкун бухатыыр = Ала Булкун богатырь. – Якутск : Алаас, 2018. – 520 с. (На якут. и русск. яз.)

Загрузки

Опубликован

30-06-2022

Как цитировать

Юрий Петрович , Б. . (2022). РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА БОГАТЫРЬ В ГНЕВЕ В РАННИХ ТЕКСТАХ ОЛОНХО: ПРОТОТИП И ВАРИАНТЫ. ЭПОСОВЕДЕНИЕ, 77–87. https://doi.org/10.25587/d5787-1930-5942-q

Выпуск

Раздел

Статьи