ОСВОЕНИЕ ОЛЕНЕВОДСТВА В ЭПИЧЕСКИХ И МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ТРАДИЦИЯХ ЭВЕНКОВ

Авторы

  • Александр Николаевич ВАРЛАМОВ, ataki2006@yandex.ru Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН

DOI:

https://doi.org/10.25587/r9112-8634-9008-c

Ключевые слова:

эпос эвенков; нимнгакан; история эвенков; приручение оленя; эвенкийское оленеводство; мифология эвенков; культ медведя; обряд Сэвэкэн; писаницы Олекмы; писаницы Алдана

Аннотация

В междисциплинарном исследовании, основанном на эпических традициях эвенков, рассматривается проблема проникновения домашнего оленеводства в культурный комплекс северных тунгусов. Для решения задачи исследования используются методологические основы эпического историзма, подкрепляемые мировоззренческими традициями эвенков, а также результатами исследований по археологии и этнографии. До настоящего времени наиболее распространенная гипотеза о возникновении домашнего оленеводства складывалась из предположений В. А. Туголукова, Г. М. Василевич, Е. Н. Широкогоровой, согласно которым северные тунгусы приручили оленя в первых вв. н. э. Вместе с тем, фольклорные традиции эвенков свидетельствуют о более раннем историческом времени доместификации оленя предками современных эвенков и эвенов. В эпосе эвенков распространены два сюжета о приручении оленя. Согласно первому, оленя приручает первопредок-женщина. Второй, наиболее распространенный сюжет, свидетельствует о вхождении оленеводства в культурный комплекс эвенков в тесной связи с этногенетическими контактами к востоку от Байкала. Мифология и мировоззренческие традиции указывают на взаимосвязь культа оленеводства с культом медведя-предка, а также сохраняют культурные параллели с неолитическими традициями древних тунгусов-глазковцев. Содержание мировоззренческих и шаманских традиций эвенков также свидетельствуют о культурной взаимосвязи с содержанием писаниц Приамурья, которые по мнению А. П. Окладникова и А. И. Мазина, являются воплощением мировоззренческих традиций прямых предков современных эвенков-орочонов. В результате исследования, выдвигается предположение о том, что эпические, мифологические, ритуальные и этнографические традиции эвенков сопоставимы с результатами археологических исследований и свидетельствуют о высокой вероятности возникновения эвенкийского оленеводства в Приамурье во II тыс. до н. э. Работа представляет интерес для специалистов по фольклору, истории и этнографии, в круг научных интересов которых входят традиции устного народного творчества и история тунгусо-маньчжурских народов.

 

Литература

  1. Туголуков В. А. Идущие поперек хребтов. – Красноярск : Сибирские промыслы, 2016. – 160 с.
  2. Василевич Г. М. Типы оленеводства у тунгусоязычных народов (в связи с проблемой расселения по Сибири). – Москва : Наука, 1964. – 11 с.
  3. Широкогорова Е. Н. Северо-Западная Манджурия (географический очерк по данным маршрутных наблюдений). – Владивосток : Тип. Обл. зем. управы, 1919. – 47 с.
  4. Варламов А. Н. Специфика историзма в фольклоре эвенков. – Санкт-Петербург : Лань, 2018. – 308 с.
  5. Исторический фольклор эвенков. Сказания и предания / cост. Г. М. Василевич. – Ленинград : Наука, 1966. – 400 с.
  6. Варламов А. Н. Исторические образы в эвенкийском фольклоре. – Новосибирск : Наука, 2009. – 95 [1] с.
  7. Фольклор эвенков Якутии / сост. А. В. Романова, А. Н. Мыреева. – Ленинград : Наука, 1971. – 330 с.
  8. Василевич Г. М. Самоназвание орочон, его происхождение и распространение // Известия Сибирского отделения академии наук. – 1963, Отдельный оттиск. – С. 71–73.
  9. Сравнительный словарь тунгусо-маньчжурских языков. Т. 1 / отв. ред. В. И. Цинциус. – Ленинград : Наука, 1975. – 672 с.
  10. Архив Российской Академии наук. – Ф. 47. – Оп. 2. – Д. 40. – Л. 14, 15, 16.
  11. Шимкевич П. П. Материалы для изучения шаманства у гольдов. Записки Приамурского отдела Русского географического общества. Вып. 2. – Хабаровск : Типография канцелярии Приамурского генерал-губернатора, 1896. – 94 с.
  12. Широкогоров С. М. Социальная организация северных тунгусов (с вводными главами о географии расселения и истории этих групп). – Москва : Наука – Вост. лит-ра, 2017. – 710 с.
  13. Шренк Л. И. Об инородцах Амурского края. Т. I. – Санкт-Петербург : Типография Императорской Академии наук, 1883. – 323 с. ил., карт.
  14. Штернберг Л. Я. Первобытная религия в свете этнографии. Исследования, статьи, лекции. – Ленинград : Ин-т народов Севера, 1936. – 572 с.
  15. Элиасов Л. Е. Русский фольклор Восточной Сибири. Часть II. Народные предания. – Улан-Удэ : Тип. Министерства культуры БАССР, 1960. – 480 с.
  16. Василевич Г. М. Этнонимы в фольклоре // Фольклор и этнография. – Ленинград : Наука, 1970. – С. 25–
  17. Материалы по эвенкийскому (тунгусскому) фольклору / сост. Г. М. Василевич. – Ленинград : Изд-во ин-та народов Севера ЦИК СССР им. П. Г. Смидовича, 1936. – 290 с.
  18. Василевич Г. М. О культе медведя у эвенков // Религиозные представления и обряды народов Сибири в XIX — начале XX века (Сборник Музея антропологии и этнографии, Т. XXVII). – 1971. – С. 150–
  19. Жамбалтарова Е. Д. Культ медведя у древнего населения Юго-Восточного Прибайкалья : интерпретация ранненеолитического объекта с черепом медведя Фофановского могильника // Россия и АТР. – 2013. – № 3 (81). – С. 142–
  20. Василевич Г. М. Эвенки. Историко-этнографические очерки (XVIII – начало ХХ в.). – Ленинград : Наука, 1969. – 304 с.
  21. Василевич Г. М. Древнейшие охотничьи и оленеводческие обряды эвенков // Сборник Музея антропологии и этнографии (МАЭ). Т. 17. – Ленинград : Наука, 1957. – С. 151–
  22. Мазин А. И. Традиционные верования и обряды эвенков-орочонов (конец XIX – начало XX в.). – Новосибирск : Наука, 1984. – 201 с.
  23. Кэптукэ Г. И. Двуногий да поперечноглазый, черноголовый человек-эвенк и его земля Дулин Буга. – Якутск : Якутское кн. изд-во, 1991. – 52 с.
  24. Окладников А. П., Мазин А. И. Писаницы реки Олёкмы и Верхнего Приамурья. – Новосибирск : Наука, 1976. – 189 с.
  25. Николаева Н. Н. Песенное творчество М. П. Кульбертиновой. – Новосибирск : Наука, 2006. – 96 с.
  26. Сем Т. Ю. Из истории шаманства : образы шаманских духов-помощников на петроглифах Верхнего Амура и Алдана (статья вторая) // Религиоведение. – 2019. – № – С. 65–72.
  27. Археологические памятники Якутии. Бассейны Алдана и Олёкмы / сост. Ю. А. Мочанов, С. А. Федосеева, А. Н. Алексеев и др. – Новосибирск : Наука, 1983. – 392 с.
  28. Окладников А. П., Мазин А. И. Писаницы бассейна р. Алдан. – Новосибирск : Наука, 1979. – 152 с.
  29. Василевич Г. М. Эвенки (к проблеме этногенеза тунгусов и этнических процессов у эвенков) : доклад по опубликованным работам, представленный на соискание учёной степени д-ра ист. наук / АН СССР, Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. – Ленинград, 1968. – 72 с.

Загрузки

Опубликован

30-03-2021

Как цитировать

ВАРЛАМОВ, А. Н. . (2021). ОСВОЕНИЕ ОЛЕНЕВОДСТВА В ЭПИЧЕСКИХ И МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ТРАДИЦИЯХ ЭВЕНКОВ. ЭПОСОВЕДЕНИЕ, 30–42. https://doi.org/10.25587/r9112-8634-9008-c

Выпуск

Раздел

Статьи