К МЕТОДОЛОГИИ ИЗУЧЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА ГЕРОИЧЕСКОГО ЭПОСА

(историографические аспекты)

Авторы

  • Тынысбек Ауелбекулы КОНЫРАТБАЙ, tynysbek55@mail.ru Казахский национальный женский педагогический университет

DOI:

https://doi.org/10.25587/SVFU.2020.17.58362

Ключевые слова:

фольклор, былина, эпос, эпическое наследие, поэтика, типология, историзм, историческая школа, сравнительный метод, эпос, этнос, этнический характер

Аннотация

Актуальность темы исследования заключается в герменевтическом изучении многолетней практики исследования эпического наследия в советской и постсоветской фольклористике. В статье отмечается, что несмотря на доминирование отдельных методологических подходов, в частности, поэтического и типологического направлений, в казахском эпосоведении сохранились следы исторического изучения эпоса.

Цель настоящей статьи, охватывающей процесс изучения различных методологических установок, заключается в раскрытии основной причины, по которой научные постулаты исторической школы в фольклористике якобы были признаны устаревшими. С этой целью совершается научный экскурс в область фольклористики ХХ и ХХI вв., подвергаются критическому анализу различные взгляды отдельных ученых, некоторые из которых переросли в доминирующие методологические установки.

Основная задача статьи – определение возможностей поэтического и этнического методов исследования в раскрытии познавательной сущности героического эпоса. С этой целью вычленяются методологические возможности типологического метода. Анализируются научные труды эпосоведов, которые совершали научные изыскания в рамках указанного метода. Отмечаются отдельные просчеты, выраженные в виде использования одних методологических установок, сформулированных при изучении эпического наследия одной культуры по отношению к другой. Указываются основные различия эпического наследия славянских и тюркских народов: в одном случае преобладают катойконимы, в другом – этнонимы. На этом фоне описывается этнический характер казахского эпоса.

Это совершенно новое направление в фольклористике, которое только набирает обороты. Все дело в том, что на протяжении многих лет фольклор, в т. ч. эпическое наследие, рассматривался как искусство слова, тогда как этническое направление изучает его как народную память, отголоски истории, этнический источник. Необходимость изучения героического эпоса в качестве этнического источника объясняется ростом исторического сознания отдельных народов, включая потребности современной науки.

 

Литература

  1. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. – Санкт-Петербург : Тип. М. М. Стасюлевича, 1901. – 309 с.
  2. Путилов Б. Н. Героический эпос и действительность. – Ленинград : Наука, 1988. – 224 с.
  3. Чагдуров С. Ш. Происхождение Гэсэриады. – Новосибирск : Наука, 1980. – 272 с.
  4. Неклюдов С. Ю. Закономерности стадиальной эволюции эпоса Центральной Азии и Южной Сибири // MONGOLICA. Памяти академика Б. Я. Владимирцова. – Москва : Наука, 1986. – С. 65-79.
  5. Боровков А. К. Вопросы изучения тюркоязычного эпоса народов Средней Азии и Казахстана // Вопросы изучения эпоса народов СССР. – Москва : Изд-во АН СССР, 1958. – С. 66-80.
  6. О грубых политических ошибках в работе Института языка и литературы Академии наук КазССР // Казахстанская правда. – 1947, 1 февраля. – № 234. – С. 1.
  7. Kongyratbay T., Kongyratbay K. Hermeneutical aspects of Kazakh heroic epic study // Middle East Journal of Scientific Research (MEJSR). – 2013, № 18 (9). – pp. 1330-1334. (На англ. яз.).
  8. Kongyratbay T. A. Study of the Heritage of Korkyt in the Turkic World // Asian Social Science. – 2015/9/1. Vol. 11 (21). – pp. 55-61. (На англ. яз.).
  9. Бокейханов А. Сочинения. – Алматы : Казахстан, 1994. – 384 с.
  10. Шоинбаев Т., Айдаров Х., Якунин А. За марксистко-ленинское освещение вопросов истории Казахстана // Правда. – 1950, 26 декабря. – C. 2.
  11. Пропп В. Я. Русский героический эпос. – Ленинград : Изд-во Ленинградского ун-та, 1955. – 552 с.
  12. Фольклор. Проблемы историзма / Отв. ред. В. М. Гацак. – Москва : Наука, 1988. – 296 с.
  13. Веселовский А. Н. Из лекции. Собрание сочинений. Т. 1. – Санкт-Петербург : Тип. М. М.Стасюлевича, 1913. – 386 с.
  14. Кравцов Н. И. Сербский эпос и история // Советская этнография. – 1948, № 3. – С. 90-107.
  15. Пропп В. Я. Русский героический эпос. 2-е изд. – Москва : Госиздат художественной литературы, 1958. – 604 с.
  16. Пропп В. Я. Фольклор и действительность. Избр. статьи. – Москва : Наука, 1976. – 325 с.
  17. Путилов Б. Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора. – Ленинград : Наука, 1976. – 244 с.
  18. Сагитов И. Т. Каракалпакский героический эпос. – Ташкент : ФАН, 1962. – 107 с.
  19. Коныратбаев А. Казахский эпос и тюркология. – Алма-Ата : Наука, 1987. – 386 с.
  20. Орозова Г. Ж. Историзм в кыргызских народных поэмах и типология принципов историзма // Приволжский научный вестник. – 2016, № 5. – С. 117-128.
  21. Петросян А. А. История народа и его эпос. – Москва : Наука, 1962. – 216 с.
  22. Скафтымов А. Н. Поэтика и генезис былин. – Саратов : Изд-во Саратовского ун-та, 1994. – 320 с.
  23. Соколов Ю. М. Русский былинный эпос : проблемы социального генезиса // Литературный критик. – 1937, № 9. – С. 186-188.
  24. Азадовский М. К. Советская фольклористика за 20 лет // Советский фольклор. Вып. 6. – Москва : Госучпедиздат, 1939. – С. 3-53.
  25. Никифоров А. И. Фольклор Киевского периода // История русской литературы. Т. 1. – Москва ; Ленинград : Изд-во АН СССР, 1941. – С. 237-256.
  26. Астахова А. М. Былинное творчество северных крестьян // Былины Севера. Т. 1. – Москва : АН СССР, 1938. – С. 7-105.
  27. Чичеров В. И. Об этапах развития русского исторического эпоса // Историко-литературный сборник. – Москва : Изд-во АН СССР, 1947. – С. 3-59.
  28. Фольклор. Поэтическая система / Отв. ред. В. М. Гацак. – Москва : Наука, 1977. – 343 с.
  29. Греков Б. Д. Киевская Русь. – Москва : Наука, 1953. – 568 с.
  30. Рыбаков Б. А. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летопись. – Москва : Наука, 1963. – 361 с.
  31. Плисецкий М. М. Историзм русских былин. – Москва : Высшая школа, 1962. – 240 с.
  32. Кравцов Н. И. Проблемы славянского фольклора. – Москва : Наука, 1972. – 360 с.
  33. Кравцов Н. И. Сербский эпос. – Москва : Госполитиздат, 1960. – 360 с.
  34. Азбелев С. Н. Историзм былин и специфика фольклора : автореф. … к. филол. н. – Киев, 1984. – 44 с.
  35. Азбелев С. Н. Историзм былин и специфика фольклора. – Москва : Наука, 1982. – 327 с.
  36. Лихачев Д. С. «Эпическое время» русских былин. – Москва : Наука, 1952. – 152 с.
  37. Лихачев Д. С. «Эпическое время» былин // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике. – Москва : Высшая школа, 1986. – С. 334-351.
  38. Емельянов Л. И. Методологические вопросы фольклористики : автореф. … д. филол. н. – Ленинград, 1979. – 36 с.
  39. Емельянов Л. И. Методологические вопросы фольклористики. – Ленинград : Наука, 1978. – 206 с.
  40. Мелетинский Е. М. Первобытное наследие и архаический эпос. – Москва : Наука, 1964. – 12 с.
  41. Мелетинский Е. М. Происхождение героического эпоса. Ранние формы и архаические памятники. – Москва : Изд-во восточной литературы, 1963. – 462 с.
  42. Козловский С. В. Илья Муромец и его время : историография и перспективы изучения образа былинного героя // Древняя Русь : во времени, в личностях, в идеях. – 2016, вып. 5. – С. 177-189.
  43. Агеева Р. А. Страны и народы : происхождение названий. – Москва : Наука, 1990. – 229 с.
  44. Гумилев Л. Н. Этносфера. История людей и история природы. – Москва : Экопрос, 1993. – 544 с.

Загрузки

Опубликован

30-03-2020

Как цитировать

КОНЫРАТБАЙ, Т. А. . (2020). К МЕТОДОЛОГИИ ИЗУЧЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА ГЕРОИЧЕСКОГО ЭПОСА : (историографические аспекты). ЭПОСОВЕДЕНИЕ, 5–22. https://doi.org/10.25587/SVFU.2020.17.58362

Выпуск

Раздел

Статьи