МОТИВ ЧУДЕСНОГО РОЖДЕНИЯ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ В ЯКУТСКОМ ОЛОНХО

Авторы

  • Анна Николаевна ДАНИЛОВА, danilova.aanchyk@yandex.ru Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН

DOI:

https://doi.org/10.25587/SVFU.2019.16.44323

Ключевые слова:

эпос олонхо, сюжет, архаический мотив, божественное происхождение, чудесное зачатие, чудесное рождение, эпические персонажи, взаимосвязи, мифология, обряд

Аннотация

Как считают многие исследователи, мотив о чудесном зачатии и чудесном рождении детей является очень древним, характерен для мифологий многих народов. Актуальность темы исследования связана с изучением вопросов интерпретации сюжетно-мотивных элементов якутских олонхо, где основополагающим моментом является мотив происхождения главного героя. В данной статье рассматриваются мотивы, связанные с чудесным появлением главного героя в якутских олонхо, его тесная связь с элементами мифологических представлений, а также с традиционной обрядностью. Основная цель представленного исследования это анализ основных мотивов, связанных с рождением главного героя в олонхо. Для достижения данной цели автор проследил отражение в тексте олонхо мотива чудесного зачатия, чудесного рождения у престарелых родоначальников, божественное происхождение героя. Для сравнительного сопоставления выявлены и проанализированы основные особенности чудесного появления на свет антипода героя. Для осуществления поставленной цели исследования использованы описательный, сопоставительный методы.

Мотив божественного происхождения эпического героя, его чудесное зачатие, рождение входит в комплекс мифологических мотивов героического типа. Основное внимание нами уделено рассмотрению данного мотива в его взаимосвязи с мифологическими и этнографическими данными. Новизна исследования заключается в детальном исследовании мотива, связанного с происхождением главного героя олонхо.

Эпический сюжетный мотив «рождение богатыря у престарелых родителей» является одним из основных мотивов эпоса олонхо и связан с мифологическими воззрениями. В тексте олонхо мотив «чудесное зачатие» героини от черного дыхания богатыря абаасы рассматривается как архаический пласт в олонхо о женщине-богатырке. В якутских олонхо характерно чудесное и божественное происхождение.

В результате изучения особенностей мотива чудесного рождения героя и его антипода в текстах олонхо отмечаем, что они являются архаичными по своему содержанию и корнями уходят в мифы древних якутов, тесно взаимосвязаны с традиционными родильными обрядами. Появление на свет антипода абаасы существенно отличается от мотива рождения героя богатыря племени айыы.

 

Литература

  1. Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. – Екатеринбург: У-Фактория, 2008. – 896 с.
  2. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. – М.: Вост. лит-ра, 2006. – 407 с.
  3. Пропп В. Я. Мотив чудесного рождения // Пропп В. Я. Фольклор и действительность. – М.: Наука, 1976. – С. 205-240.
  4. Емельянов Н. В. Сюжеты якутских олонхо. – М.: Наука, 1980. – 375 с.
  5. Илларионов В. В. Якутское сказительство и проблемы возрождения олонхо. – Новосибирск: Наука, 2006. – 191 с.
  6. Решетникова А. П. Фонд сюжетных мотивов и музыка олонхо в этнографическом контексте. – Якутск: Бичик, 2005. – 408 с.
  7. Ларионова А. С. Напевы якутского героического эпоса олонхо. – Saarbrucken: LAMBERT Academic Publishing, 2012. – 178 с.
  8. Покатилова Н. В. Мифологические представления в устной традиции и их трансформация в письменной культуре // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Вып. 12-2 (30). – Тамбов: Грамота, 2013. – С. 163-166.
  9. Кузьмина А. А. Мифологические образы в олонхо нюрбинских сказителей // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Вып. 12-2 (54). – Тамбов: Грамота, 2015. – С. 108-110.
  10. Павлова Н. В. Зооморфные помощники героя в якутской волшебной сказке // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – № 10. Ч. 2. – Тамбов: Грамота, 2016. – С. 48-50.
  11. Данилова А. Н. Чудесное рождение богатырки как архаический мотив в якутских олонхо о женщинах-богатырках // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – № 11 (65). Ч. 3. – Тамбов: Грамота, 2016. – С. 30-34.
  12. Данилова А. Н. Мотив чудесного рождения героя в текстах олонхо Вилюйского региона // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – № 12 (78). Ч. 4. – Тамбов: Грамота, 2017. – С. 17-20.
  13. Данилова А. Н. Роль божеств в рождении эпического героя (на материале вилюйских текстов олонхо) // Тенгрианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современность: сб. ст. VI Международной научно-практической конференции (г. Астана, 14-16 июня 2017 г.). – Астана: КахНУИ, 2017. – С. 134-138.
  14. Данилова А. Н. Мотив чудесного рождения и перерождения в текстах олонхо Вилюйского региона // Эпическое наследие народов мира: традиции и этническая специфика: тезисы Международной научной конференции (г. Якутск, 6-8 июля 2017 г.). – Якутск: Алаас, 2017. – С. 20.
  15. Добровольская В. Е. Предметные реалии в русской волшебной сказке: дисс. ... к. филол. н. – М.: МГУ, 1995. – 47 с.
  16. Эргис Г. У. Очерки по якутскому фольклору. – М.: Наука, 1974. – 402 с.
  17. Пухов И. В. Якутский героический эпос олонхо. Основные образы. – М.: Изд-во АН СССР, 1962. – 256 с.
  18. Нохсоров У. Г. Дыырай Бэргэн: олоҥхо. – Дьокуускай: Бичик, 2009. – 336 с. – (Саха боотурдара: 21 т.; 6 т.). (на якутском яз.)
  19. Ефремов П. Е. Долганское олонхо. – Якутск: Якут. кн. изд-во, 1984. – 132 с.
  20. Саввин М. И. Мүлдьүөт Бөҕө: олоҥхо. – Дьокуускай: Бичик, 2014. – 526 с. – (Саха боотурдара: 21 т.; 14 т.). (на якутском яз.)
  21. Еремеев С. И. – Дэдэгэс. Төбөт Мэник бухатыыр: олоҥхо. – Дьокуускай: Бичик, 2017. – 176 с. (на якутском яз.)
  22. Каратаев В. О. Дьирибинэ Боотур / Записано автором в 1990 г. // Рукописный фонд Архива ИГИиПМНС. Ф. 5. Оп. 7. Ед. хр. – 198 л. (на якутском яз.)
  23. Васильев А. С. Адьык Боотур бухатыыр / Записано В. В. Илларионовым в 1988 г. // Рукописный фонд Архива ИГИиПМНС. Ф. 5. Оп. 7. Ед. хр. 151. – 58 л. (на якутском яз.)
  24. Харитонов И. М. Кулдус Бөҕө бухатыыр / Записано П. Е. Ефремовым в 1960 г. // Рукописный фонд Архива ИГИиПМНС. Ф. 5. Оп. 7. Ед. хр. 136. – 193 л. (на якутском яз.)
  25. Ядрихинскай П. П. – Бэдьээлэ. Дьырыбына Дьырылыатта кыыс бухатыыр. Олоҥхо / Хомуйан оҥордо П. Н. Дмитриев. – Дьокуускай: Кинигэ изд-та, 1981. – 200 с. (на якутском яз.)
  26. Ядрихинский П. П. – Бэдьээлэ. Дьырыбына Дьырылыатта кыыс бухатыыр = Девушка-богатырь Джырыбына Джырылыатта: олонхо. – Якутск: Сайдам, 2011. – 448 с. (на якутском и русс. яз.)
  27. Охлопков Е. Г. – Буоратай. Үрүҥ Уолан: олоҥхо / Хомуйан оҥордулар А. Н. Данилова, Н. В. Павлова. – Дьокуускай: Көмүөл, 2019. – 244 с. (на якутском яз.)
  28. Слепцов П. А. Традиционная семья и обрядность у якутов (ХIX - начало ХХ в.). – Якутск: Якут. кн. изд-во, 1989. – 157 с.
  29. Эҥсиэли олоҥхолорун ис номохторо / Хомуйан оҥордулар А. Н. Данилова, Н. В. Павлова. – Дьокуускай: Көмүөл, 2019. – 152 с. (на якутском яз.)
  30. Куруубай хааннаах Кулун Куллустуур = Строптивый Кулун Куллустуур. Якутское олонхо / Сказитель И. Г. Тимофеев-Теплоухов. Отв. ред. А. С. Мирбадалева. – М.: Гл. ред. вост. лит-ры, 1985. – 607 с. (на якутском и русском яз.)
  31. Никифоров В. М. От архаического олонхо к раннефеодальному эпосу: история фиксаций и специфика интерпретаций. – Новосибирск: Наука, 2010. – 139 с.

Загрузки

Опубликован

28-12-2019

Как цитировать

ДАНИЛОВА, А. Н. . (2019). МОТИВ ЧУДЕСНОГО РОЖДЕНИЯ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ В ЯКУТСКОМ ОЛОНХО. ЭПОСОВЕДЕНИЕ, 125–135. https://doi.org/10.25587/SVFU.2019.16.44323

Выпуск

Раздел

Статьи