РОЛЬ СКАЗИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ, БЫТОВАНИИ И СОХРАНЕНИИ НАРТИАДЫ

Авторы

  • Танзиля Мусаевна ХАДЖИЕВА, tanzila_@mail.ru Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН, Москва, Россия

DOI:

https://doi.org/10.25587//SVFU.2019.16.44309

Ключевые слова:

фольклор, эпос, Нартиада, нартские песни, сказания, сказитель, народный певец, институт эпического сказительства, традиция, репертуа

Аннотация

В нартоведении одной из важных и актуальных проблем, в силу его малоизученности, является исследование сказительской традиции Нартиады в сравнительном плане. Цель настоящей статьи – определение роли сказителя как создателя, носителя, хранителя и транслятора в обществе, в развитии и сохранении нартских песен и сказаний. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: воссоздать краткую историю института эпического сказительства у носителей Нартиады (адыгские джегуако, балкарские и карачаевские жырчы/нартайчы, осетинские кадæггæнæг’и, чечено-ингушские илланчи, абхазские сказители, дагестанские ийырчыашуги); рассмотреть особенности сказительского мастерства и личность сказителя – носителя нартского эпоса, его особый статус и влияние на духовную и культурную жизнь общества; выявить локальные, региональные и типологические универсалии в северо-кавказской сказительской традиции.

В настоящей статье сделана попытка рассмотреть эволюцию личности сказителя. Автор пришла к выводу о том, что сказители были хранителями традиционных основ сказительского искусства, духовной и культурной жизни общества, и в силу этого имели особый статус в среде своего народа. В результате исследования выявлено, что в национальных версиях Нартиады при общности имен основных героев, мотивов, сюжетов, есть и существенные различия в поэтике, исполнительской манере. Описаны исполнительские традиции, манера исполнения, роль живого общения народных певцов с аудиторией. В ходе историко-типологического сопоставления выявлены основные формы живого бытования нартских песен и сказаний в эпической традиции носителей Нартиады – устность и вариативность. При рассматривании функциональной роли сказителя четко выявляются соотношения живой традиции и роли в ней импровизации.

Благодарности: Работа выполнена в рамках научно-исследовательского проекта РФФИ №18-012-00266 А

 

Литература

  1. Нарты. Героический эпос балкарцев и карачаевцев / Отв. ред. А. И. Алиева; сост.: Р. А.-К. Ортабаева, Т.  М. Хаджиева, А.  З. Холаев; вступ. ст., коммент. и глоссарий Т.  М. Хаджиевой. – М.: Наука, 1994. – 657 с.
  2. Остряков П. Народная литература кабардинцев и ее образцы // Вестник Европы. Т. 4. Кн. 8. – 1879. – С. 701.
  3. Иванюков И., Ковалевский М. У подошвы Эльборуса // Вестник Европы. – 1886. – Т. 1. Кн. 1. – С. 94-99.
  4. Дрягин Н.  М. Анализ нескольких карачаевских сказаний о борьбе нартов с еммечь в свете яфетической теории // Яфетический сборник. Вып. 6. – Л.: Издательство АН СССР, 1930. – С. 18-34.
  5. Холаев А.  З. Карачаево-балкарский нартский эпос. – Нальчик: Эльбрус, 1974. – 144 с.
  6. Рахаев А.  И. О музыке нартского эпоса Балкарии и Карачая // Нарты. Героический эпос балкарцев и карачаевцев. – М.: Наука, 1994. – С. 605-614.
  7. Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов. Т. 1 / Под ред. Е. В. Гиппиуса. – М.: Советский композитор, 1981. – 231 с.
  8. Цхурбаева К. Г. О напевах осетинских нартовских сказаний // Нарты. Осетинский героический эпос: в 3 кн. Кн. 3. – М.: Наука, 1991. – С. 3-16.
  9. Шакрыл К. С. О современном бытовании нартского эпоса у абхазов // Сказания о нартах – эпос народов Кавказа. – М.: Наука, 1969. – C. 295-302.
  10. Жирмунский В.  М. Легенда о призвании певца // Сравнительное литературоведение: Восток и Запад. – Л.: Наука, 1979. – С. 397‑407.
  11. Мамиева И. В. Институт эпического сказительства на Северном Кавказе: универсалии и этноспецифика // Известия Северо-Осетинского института гуманитарных исследований. – 2012, № 8. – С. 60-79.
  12. Малкондуев Х. Х. Этническая культура балкарцев и карачаевцев. – Нальчик: Эльбрус, 2001. – 174 с.
  13. Жирмунский В. М., Зарифов Х. Т. Узбекский народный героической эпос. – М.: Гослитиздат, 1947. – 520 с.
  14. Илларионов В. В. Сказительская традиция народов Якутии: Сравнительно-типологический аспект // Idil Sanat ve die Dergisi. – – Vol. 2. No. 9. – С. 1-7.
  15. Информант Текаев Гитче, 1899 г. р. // Личный архив Т. М. Хаджиевой. – Полевые записи 1985 г. – 9 л.
  16. Арбачакова Л. Н. Внетекстовые реплики сказителя (из опыта расшифровки аудиозаписей «алыптыг ныбак») // Сибирский филологический журнал. – 2019, № 3. – С. 43-52.
  17. Функ Д. А. Право на ошибку. Представления о запрете на искажение эпических сказаний у шорских сказителей // Труды Отделения историко-филологических наук РАН. – М., 2005. – С. 268-283.
  18. Булдыбай А. С. Типология эпических сказителей тюркского народа // Сохранение и развитие языков и культур коренных народов Сибири. Материалы IV Международной научно-практической конференции. – Абакан: Изд-во Хакасского гос. ун-та, 2016. – С. 275-283
  19. Джапуа З. Д. Абхазский нартский эпос: Текстология. Семантика. Поэтика. – М.: Наука, 2016. – 382 с.

Загрузки

Опубликован

28-12-2019

Как цитировать

ХАДЖИЕВА, Т. М. . (2019). РОЛЬ СКАЗИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ, БЫТОВАНИИ И СОХРАНЕНИИ НАРТИАДЫ. ЭПОСОВЕДЕНИЕ, 14–21. https://doi.org/10.25587//SVFU.2019.16.44309

Выпуск

Раздел

Статьи