The Legendary and Cultural Traces Connected to the Oral Epic Manas: on the Basis of Jusup Mamay’s Version

Авторы

  • Адил ДЖУМАТУРДУ, adil@cass.org.cn Институт этнических литератур, Китайская Академия социальных наук, Пекин, КНР.

DOI:

https://doi.org/10.25587/SVFU.2019.14.32177

Ключевые слова:

эпос, Манас, киргизы, легендарный памятник, памятники культуры, устная традиция, Юсуп Мамай, уезд Акки, Китай, Синьцзян.

Аннотация

Легендарные и культурные следы, связанные с эпосом «Манас»: на основе версии Юсупа Мамая

Аннотация. Манас передавался устно в Киргизии более тысячи лет. Существуют сотни вариантов Манаса, в которых обнаруживаются легендарные и культурные следы. Связь между такими легендарными следами и героическими подвигами персонажей обсуждается в этой статье, в основном ограничиваясь версией Юсупа Мамая. Десятки легендарных и культурных памятников и достопримечательностей, описанных в «Манасе», разбросаны по обширной территории, которая простирается от Западной Азии до Центральной Азии, к северу и югу от гор Тянь-Шань, от южной Сибири до северо-восточного Китая и обеспечивает духовное значение для последующих поколений. В данной статье эти легендарные следы, культурные объекты и памятники делятся на два типа. Один из них связан с рядом важных мест, упомянутых в текстах и ​​уже ставших органическими элементами эпоса в ходе исполнения манасчи, таких как мавзолеи героев. Другой тип состоит в основном из рукотворных следов, включая большие группы мемориальных зданий, скульптуры эпических персонажей и известных эпических исполнителей, и даже могилы таких исполнителей. Все эти легендарные следы и культурные объекты представляют собой самое ценное сокровище в системе культуры и знаний киргизского народа. Они происходят из разных исторических периодов и никогда не перестают воплощать в жизнь эмоции, переживания, прошлые события, судьбы, богатство и горе, счастье и печали персонажей киргизского эпоса. Кроме того, эти культурные следы также продолжают играть важную роль в современном киргизском обществе (общественной жизни). Следующее обсуждение сосредоточено на нескольких типичных примерах, которые подчеркивают их культурную значимость. Основная версия обсуждала вариант Юсюпа Мамая, один из классических версий, записанных в Китае. Другие версии, особенно версии из Кыргызстана, также будут упомянуты.

Literature

  1. Manas entsiklopediya [Manas Encyclopedia]. In 2 vol. 2. Bishkek, Kyrgyz entsiklopediasynyn Bashky redaktsiyasy, 1995, 431 p. (In Kyrgyz lang.)
  2. Zhirmunsky V. M. Introduction in Learning of Epos Manas. In: Encyclopaedical Phenomenon of Epos ManasBishkek, 1995, pp. 330-374.
  3. Avezov M. Time of the epos Manas origin. In: Encyclopedical Phenomenon of Epos ManasBishkek, 1995, pp. 374-400.
  4. Berinshtam A. N. Epoch the Kyrgyz epic Manas origin. In: Encyclopedical Phenomenon of Epos ManasBishkek, 1995, pp. 401-425.
  5. Unusaliev B. M. Kyrgyz Heroic epos Manas. In: Encyclopedical Phenomenon of Epos Manas. Bishkek, 1995, pp. 425-442.
  6. Keerkezizu jianshi [A Brief History of the Kyrgyz Ethnic Group]. The team for compiling. Beijing, Ethnic Publishing House, 2008, 252 (In Chinese lang.)
  7. Anvar Baytur. Kirgiz tarihy leksiyalary [The lectures of Kyrgyz history]. Artush, Kizilsuu Kirgiz basmasiy, 1986, 339 p. (In Kyrgyz lang.)
  8. Barthold V. Introduction of Kyrgyz history. Trans. by Zhangli. In: The history of Central Asia. Ed. by Yu Taishan. Vol. 2. Lanzhou, Lanzhou University press, 2013, pp. 523-607. (In Chinese lang.)
  9. Adil Jumaturdu. 20 shiji Zhongguo Xinjiang Aheqixian manasichi qunti de tianyediaocha baogao [Analytical Report of Field Investigation on Epic Manas singers in Akqi County in the 20th Century in Xinjiang]. Northwestern Journal of Ethnology, 2006, No. 4, pp. 172-189. (In Chinese lang.)
  10. Reichl Karl. Turkic Oral Epic Poetry. N. Y. & London, Garland Publishing, 1992, 395 p.
  11. Lang Ying. The Bard Jusup Mamay. In: Oral Tradition. 16, 2001, pp. 222-239.
  12. Lang Ying. Manasi Lun [On Epic Manas]. Huhehot, Inner Mongolia University Press, 1999, 475 (In Chinese lang.)
  13. Adil Jumaturdu. Manasi shishi geshou yanjiu [The Study on Singers of the Epic Manas]. Beijing, Ethnic Publishing House, 2006, 276 (In Chinese lang.)
  14. Radloff W. Preface to The Dialect of the Kara-Kirgiz (Trans. by G. B. Sherman with A. B. Davis). In: Oral Tradition. Vol. pp. 73-90.
  15. Adil Jumaturdu, Toktobubu Manasi yanchangdashi Jusupu Mamayi pingzhuan [Critical Biography of Famous Manaschi Jusup Mamay]. Huhehot, Inner Mongolia University Press, 2002, 311 p. (In Chinese lang.)
  16. Aliev C., Kulmatov T. Manaschilar jana Izildoochul[The manaschis and researchers]. Bishkek, Respublikalik “Kyrgyz Jibek jolu” fondu, 1995, 226 p. (In Kyrgyz lang.)
  17. Adil Jumaturdu. Jihuo yingxiongshishi wenhuaziyuan, youxiao liyong shishi chuantong [Activate the Cultural Resources of Heroic Epic and Reasonably Exploit the Epic Tradition-by the example of Heroic epic Manas]. In: Journal of Inner Mongolia Normal University. 2011, No. 1, pp. 39-45. (In Chinese lang.)
  18. Tohan Yisake (Toktobubu Isak), Adili Jumatuerdi (Adil Jumaturdu). Zhongguo manasi xue cidian [The handbook of Manas Studies in China]. Beijing, China Minzu University Press, 2018, 534 p. (In Chinese lang.)
  19. Chadwick Nora, Zhirmunsky V. M. Oral Epics of Central Asia.Cambridge, Cambridge University Press, 1969, 365 p.
  20. Manas entsiklopediya [Manas Encyclopedia]. In 2 vol. 1. Bishkek, Kyrgyz entsiklopediasynyn Bashky redaktsiyasy, 1995, 439 p. (In Kyrgyz lang.)
  21. Mamay Jusup. Manas. In 2 vol. Vol. 1. Noruz Usonaly and Abdyray Osmon. Urumchi, Shinjang el basmasy, 2004, 1070 p. (In Kyrgyz lang.)
  22. Samar Musaev: The Epos Manas. Frunze, Science Publishing House, 1985, 263 p. (In Russ. and Eng. lang.)
  23. Adil Jumaturdu. A Comparative Study of Performers of the Manas Epic. In: Journal of American Folklore129. 2016, No. 513, pp. 288-296.
  24. Qyrghyz adabiyatynyn tarykhy: “Manas” jana manaschïlar [The History of Kyrgyz Literature: “Manas” and Manaschis]. Vol. 2. Ed. A. Akmataliev. Bishkek, Sham, 2004, 658 p. (In Kyrgyz lang.)
  25. Adil Jumaturdu. Zhongya minjianwenxue [Central Asian Folk Literature]. Yinchuan, Ningxia People’s Publishing House, 2008, 212 p. (In Chinese lang.)

Загрузки

Опубликован

05-07-2019

Как цитировать

ДЖУМАТУРДУ, А. . (2019). The Legendary and Cultural Traces Connected to the Oral Epic Manas: on the Basis of Jusup Mamay’s Version. ЭПОСОВЕДЕНИЕ, 21–30. https://doi.org/10.25587/SVFU.2019.14.32177

Выпуск

Раздел

Статьи