СЮЖЕТ ВИЛЮЙСКОГО ОЛОНХО «МОГУЧИЙ ЭР СОГОТОХ» В КОНТЕКСТЕ СВЯЗИ СЛОВА И МУЗЫКИ

Авторы

  • ЛАРИОНОВА Анна Семеновна, degerenan@mail.ru доктор искусствоведения, доцент по специальности «Музыкальное искусство», главный научный сотрудник отдела фольклора и литературы Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, профессор кафедры Истории и теории музыки Высшей школы музыки Республики Саха (Якутия)

DOI:

https://doi.org/10.25587/SVFU.2022.84.55.004

Ключевые слова:

олонхо; олонхосут; локальная традиция; напев; песня; стиль; квантитативный ритм; стих; зачин; тойук.

Аннотация

Актуальность исследования связана с тем, что интерес к связи слова и музыки в якутской народной песне возник со времен формирования якутской этномузыковедческой науки. При этом специальные научные работы, посвященные соотношению словесной части и напева песенных разделов олонхо, связанные с сюжетом сказаний, также отсутствуют. Интерес представляют и изыскания сопоставления сюжета словесной части песен в олонхо с квантитативной ритмикой напевов. Этим и обусловливается актуальность настоящей статьи. В музыкознании связь слова и музыки изучается с точки зрения сравнения интонаций музыки и речи. Были проведены также изыскания в области связи слова и музыки на фонологическом уровне. Сравнение сюжета песен с музыкой проводилось с точки зрения фразеологии, но соотношения сюжета с квантитативной ритмикой отсутствуют в связи с тем, что квантитативная ритмика якутских традиционных напевов не исследована. Думается, что все же какие-то взаимоотношения сюжета с квантитативной ритмикой напева в песенных разделах олонхо присутствуют. Цель статьи – исследовать соотношение сюжета олонхо В. О. Каратаева «Могучий Эр Соготох» в контексте связи слова и музыки в якутской традиции Вилюйского региона. На основе цели формируются следующие задачи: изучить предваряющую песню словесный текст и его сюжет по отношению к напеву; выявить связь музыки песенных разделов со словом в зачинах и во время перехода пения в речь; рассмотреть соотношение сюжета с квантитативной ритмикой напева в песнях зооморфных персонажей. Новизна исследования связано с тем, что сюжет В. О. Каратаева «Могучий Эр Соготох» в контексте связи слова и музыки в якутской традиции Вилюйского региона изучается впервые. Музыкальным материалом служат нотации Н. Н. Николаевой записей В. В. Илларионова 1982 и 1986 гг. олонхо В. О. Каратаева «Могучий Эр Соготох», изданные в ее монографии «Эпос олонхо и якутская опера» (1993) и в томе «Якутский героический эпос “Могучий Эр Соготох”» (1996) серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока». Методологической основой стали научные труды М. Г. Кондратьева, Е. Н. Кузьминой, Т. В. Поповой, А. П. Решетниковой. В работе использован сравнительно-сопоставительный метод. Результаты исследования связаны с тем, что сюжет олонхо связан с напевом обязательной подготовкой появления и окончания песни, прямые взаимоотношения обнаруживаются в тонированной речи связок и окончаний, и в зачинах песенных разделов. Песни зооморфных персонажей, принадлежащих по сюжетным мотивам к эпическим персонажам, переданы, в основном, семисложниками и восьмисложниками, которые в пении реализуются квантитативным хореем, а в песне коня инициаль и каденция квантитативным ямбом. Проведенная работа обнаружила то, что в вилюйской традиции доминируют более древние подвижные формы ритмической организации.

Литература

  1. Николаева Н. Н. Эпос олонхо и якутская опера. – Якутск : ЯНЦ СО РАН, 1993. – 187 с.
  2. Якутский героический эпос «Могучий Эр Соготох». – Новосибирск : Наука, 1996. – 440 с. – (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока ; Т. 10). (На якутском и рус. яз.)
  3. Кондратьев М. Г. О ритме чувашской народной песни. К проблеме квантитативности в народной музыке. – Москва : Советский композитор, 1990. – 144 с.
  4. Кондратьев М. Г. Традиционная музыка чувашей как язык культуры // Чувашский гуманитарный вестник. – 2020. – № 15. – С. 144–167.
  5. Кузьмина Е. Н. Указатель типических мест героического эпоса народов Сибири (алтайцев, бурят, тувинцев, хакасов, шорцев, Якутов) : эксп. изд. – Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2005. – 1383 с.
  6. Попова Т. В. Основы русской народной музыки. – Москва : Музыка, 1977. – 224 с.
  7. Решетникова А. П. Фонд сюжетных мотивов и музыка олонхо в этнографическом контексте. – Якутск : Бичик, 2005. – 408 с.
  8. Ларионова А. С. Мобильные параметры структуры текста в песнях стиля джиэрэтии ырыа олонхо В. О. Каратаева «Могучий Эр Соготох» // Вестник Северо-Восточного федерального университета. Серия Эпосоведение. – 2022. – № 5. – С. 34–42. – DOI : 10.25587/q2298-4531-1771-p.
  9. Ларионова А. С. Структура стиха и напева в якутском олонхо «Могучий Эр Соготох» В. О. Каратаева (по аудиозаписям полевых экспедиций в Нюрбинский улус 1968, 1975, 1982 и 1986 гг.) // Актуальные проблемы изучения дописьменной истории Северной Евразии : cборник материалов Всероссийской научной конференции с международным участием, посвященной 75-летию А. Н. Алексеева (г. Якутск, 28–29 октября 2021 г.). – Якутск : ИГИиПМНС СО РАН, 2022. – С. 162–167.
  10. Гиппиус Е. В. Замечания о белорусской народной песне (совместно с З. В. Эвальд) // Гиппиус. Е. В. Избранные труды в контексте белорусской этномузыкологии. – Минск : Удмуртгосиздат, 2004. – С. 185–207.
  11. Гиппиус Е. В., Эвальд 3 В. К изучению поэтического и музыкального стиля удмуртской народной песни // Труды Удмуртского научно-исследовательского ин-та языка и литературы. Вып. 10. – Ижевск : Удмуртгосиздат, 1941. – С. 61–88.
  12. Квитка К. В. Избранные труды в 2 томах. Т. 1. – Москва : Советский композитор, 1971. – 384 с.
  13. Руднева А. В. Русское народное музыкальное творчество: Очерки по теории фольклора. – Москва : Советский композитор, 1990. – 224 с.
  14. Банин А. А. Об одном аналитическом методе музыкальной фольклористики // Музыкальная фольклористика. Вып. 2. – Москва : Советский композитор, 1978. – С. 117–
  15. Ефименкова Б. Б. Ритм в произведениях русского вокального фольклора. – Москва : Композитор, 2001. – 256 с.
  16. Ефименкова Б. Б. Ритмика русских традиционных песен : Учебное пособие по курсу «Народное музыкальное творчество». – Москва : Изд-во МГИК, 1993. – 154 c.
  17. Сыченко Г. Б. Традиционная песенная культура алтайцев : автореферат диссертации кандидата искуствоведения. – Новосибирск, 1998. – 23 с.
  18. Алексеев Э. Е. Проблемы формирования лада. На материале якутской народной песни. – Москва : Музыка, 1976. – 189 с.
  19. Беляев В. М. Якутские народные песни // Советская музыка. – 1937. – № 9. – С. 11–26.
  20. Кузьмина А. А. Олонхо Вилюйского региона: бытование, сюжетно-композиционная структура, образы. – Новосибирск : Наука, 2014. – 160 с.
  21. Борисов Ю. П. Формы параллелизма в якутском олонхо «Могучий Эр Соготох» В.О. Каратаева и хакасском эпосе «Ай-Хуучин» П. В. Курбижекова // Вестник Северо-Восточного федерального университета. Серия Эпосоведение. – – № 4. – С. 56–68. – DOI : 10.25587/SVFU.2017.4.8695.
  22. Ларионова А. С. Вербальное и музыкальное в якутском дьиэрэтии ырыа. – Новосибирск : Наука, 2004. – 324 с.
  23. Петров В. Т. Эпическое в эпическом контексте // Поэтика эпического повествования : сб. науч. тр. / [ответственный редактор В. М. Никифоров]. – Якутск : ЯНЦ СО РАН, 1993. – С. 19–35.

Загрузки

Опубликован

28-12-2022

Как цитировать

Анна Семеновна, Л. (2022). СЮЖЕТ ВИЛЮЙСКОГО ОЛОНХО «МОГУЧИЙ ЭР СОГОТОХ» В КОНТЕКСТЕ СВЯЗИ СЛОВА И МУЗЫКИ . ЭПОСОВЕДЕНИЕ, 37–45. https://doi.org/10.25587/SVFU.2022.84.55.004

Выпуск

Раздел

Статьи